Путешествие по Гаити

До заката остается всего час. Мы в Гаити, на границе с Доминиканой, но она закрыта. Мы думали наше путешествие подходит к концу, но похоже, что оно только началось.

Идея поехать на Гаити, соседнюю с Доминиканой страну, беднейшую в западном полушарии возникла у нас случайно. Мы даже не думали об этом. Зачем нам спрашивается смотреть на разруху? Но гости нашего кемпа всегда неугомонные, хотят посмотреть все. Двое ребят Дима и Саша решили, что поедут на выходные на северную часть Гаити.

Пока ехали остановились поесть козлятины. Тут у нее специфический вкус, потомому что пасутся они на полях с орегано. Я сначала отнесся к этой идеи очень скептически, но подкупила возможность посерфить в новом месте. Была и еще одна причина собираемся посетить черную Африку, нужно было ознакомиться с тем, как это выглядит. Может нам вовсе и не захочется туда ехать после Гаити.

Приехали на границу. План маршрут поездки у нас был такой. На машине проехать от Рио Сан Хуана до границы, там снять другую машину на стороне Гаити. Дальше посетить город Форт Либертад, поискать волны, заехать в город Кап Гаитиан и посетить Citadelle Laferrière.

Непонятный парень ведет нас непонятно куда, штампы о выезде ставят в другом месте. Утром в субботу мы выехали вчетвером Саша, Дима, Таня и я. В попытке срезать мы заехали на очень плохую дорогу, так что если поедите используйте только главное шоссе, будет быстрее.

На границе на нас сразу наскакивают местные дельцы, менялы — помогалы и прочие упыри. Мы немного потупив пошли ставить штампы о выезде из страны. Всех помогальщиков слили. Стоимость выезда на Гаити 20 долларов с человека. Нам предстояло решить вопрос как передвигаться по Гаити. На прокатной машине не выпускают. Легче всего на автобусе Caribe Tours доехать из Сантьяго до Кап-Аитиан. Но мы хотим передвигаться на машине.

Доминиканский пограничник поручился за этих двух авторитетных гаитян за забором. Тот что на стуле, наш прокатчик и таксист.

Прямо рядом со шлагбаумом мы обнаружили очень авторитетного парня, который сидит тут по всей видимости очень давно и его все знают. Важность его подчеркивает стул обтянутый козьей шкурой и минимальное знание английского.

Нелегалов везут домой.

Начинаем торг на такси, нам заряжают 100 дол, мы хотим 20, сходимся на 50. Гаитяне не парятся заряжать огромные цифры и в этом мы еще убедимся не раз.

Очень важный мужик. Все время говорит слушать его. Пафоса очень много. Мало кого из Гаитян слушают пограничники, тем более не бьют плетками. Это надо заслужить.

Это мы на фото на позитиве, на самом деле стремались. Передать наши ощущения очень трудно, но если описать одним словом, то это тревога. Сидим на границе, ждем парня из Гаити с машиной. Вокруг нас толпы конкретных упырей, и всем от нас что то нужно. Тех кто ведет себя слишком активно доминиканские пограничники бьют мини плетками.

Водитель, Таня и я. А за забором толпа гаитян. Все более или менее стало понятно, когда наш водитель наконец вернулся мы просто прошли через мост и ворота и оказались в другой стране.

Оказывается со стороны Гаити даже нет контроля, нет вообще ничего. Т. е. граница односторонняя. Здесь народ ведет себя уже не так активно. Но мы испытываем культурный шок от увиденного прямо сразу. Река через которую мы перешли является местом стирки и сушки белья. Буквально перейдя мост мы реально оказались в другом мире. Такое я видел только в NG или кино про Африку. Но мы на Карибах, даже не верится.

Едем и по дороге ощущаем колорит страны. Вроде бы люди ничего от нас уже не хотят, ведут себя не агрессивно. Но они смотрят на нас как на пришельцев. В Доминикане когда ты едешь на машине никому до тебя нет дела, тут всем есть.

Смущает это и еще разруха и нищета вокруг. Таня делает фото на ходу из машины. Наш водетель. Не смотря на рекомендации пограничников (они же доминиканцы) мы сфотографировали номера. Мало лиСтолько разборок машин я не видел нигде. Такое ощущение, что гаитяне рождаются для того, что бы разбирать/чинить машины и стричься.

Пейзаж постапокалиптический. Тут можно смело снимать фильмы «Безумный Макс» или «Район номер 9». Идет торг. Доехав до Форт-Либертад, мы договорились с нашим водителем и арендовали его машину на два дня. С 250 долларов за день мы снизили цену до 35 в день.

Деньги разменяли на заправке по курсу 40 гуртов за один доллар, что немного меньше официального курса, но где тут менять вообще не понятно и сделали так. Разменяли 100 долларов на четверых, все равно все берут доллары очень охотно.

Бензин стоит дешевле чем в Доминикане.

Думали остановиться на ночлег в городе Форт-Либертад, но оказалось что он очень маленький и гостиница нас не впечатлила. Мы поехали дальше во второй по величине город страны Кап-Аитиан. За этот отель с нас хотели по 100 дол за номер. На въезде в него нас и ждал основной колорит. Как говорят мои друзья байкеры из Total-Flame, это было дно дна. Вокруг идет разборка машин, стирка в речках и стрижка на улице. Местные маршрутки выглядят как катафалки.

Конечно понятно что машины разбирают не просто так, а работают. Но складывается ощущение, что остановись мы хоть на секунду и от нашей машины ничего не останется. Американцы размещают тут свое производство. Делают краски например. Иногда попадаются приличные дома.

Немного покружив по городу мы решаем поехать вдоль берега океана в поисках приличного отеля. И нам везет мы его находим. Отель после всего что мы видели в дороге выглядит просто не реально. Как будто мы попали в оазис в пустыне. Принадлежит он белой гаитянской семье.

Мы знакомимся с владельцем и что самое удивительное с русской девушкой, которая тут живет с мужем и ребенком. Вечер проходит очень приятно за разговорами о том как нас сюда занесло, как их сюда занесло. И за вкусной едой. В отеле очень хорошая кухня, которая включена в стоимость номера. Мы заплатили 290 дол. за номер на 4 человек.

Мне удается узнать, что серферы из столицы Гаити приезжают сюда кататься прямо на пляже напротив отеля. Мы решаем посерфить утром на рассвете прямо тут и остаток дня посвятить экскурсиям.

Не очень повезло, точнее просто мы ехали не под прогноз. Волны были маленькие, но отметиться катанием на Гаити все-таки удалось. На рассвете мы рассмотрели место, где мы остановились. Пейзаж очень красивый. Вода тут оказалась теплее, чем у нас в Доминикане. Рифовый спот не работал, слишком маленькие волны и я пошел кататься на бичбрейк.

Волна и влево и вправо, но очень маленькая.Очень хотелось кататься и я просидел в воде больше часа. Саша, я и Дима. Пока я катался ребята пили кофе, купались и фотографировались. На рифе волна была очень маленькая. Пляж отеля. В отеле живет много ооновцев. Табличка отеля. Покатавшись и позавтракав мы отправились в дорогу.

Для проезда к пляжу из города вам нужно преодолеть высокую гору. Вот такой с нее открывается вид. Кто то припарковал свой Nissan. Город Кап — Аитиан при свете солнца уже не казался нам таким опасным местом. Мы выспались, поели, пришли в себя и я даже покатался. Все вокруг нам стало казаться добрее и привлекательней. Да есть нищета, есть разруха, но лица у людей добрые. Все улыбаются. Воскресный день, утро. Все спешат в церковь на воскресные службы.

Солнце и отдых делают свое дело. Все вокруг очень ярко и интересно. Церковь, куда все спешат. Дети идут в воскресную школу. Мы немного заблудились и поплутали по городу. Нас правда это не расстроило было очень интересно просто поездить и посмотреть на людей вокруг. Наверное беседуют о боге. На Гаити, как и в других местах, проповедники разных религиозных организаций носят брюки и рубашки.

Стирка и купание идет постоянно и везде, где есть вода. В городе даже есть памятник. Конечно разборка машин никуда не делась. Она везде. Река в городе Кап-Аитиан. Автобусы Тап-Тап.

Наша цель на остаток дня — посетить замок Сан-Суси и Цитадель. От Кап-Аитиан дорога не долгая. На месте мы смотрим достопримечательности. Не смотря на воскресный день народу тут не много. Если покупать магнитики и другие сувениры, то тут отличное место для этого. Можно торговаться, цены сильно меняются.

Первым мы посетили замок Сан-Суси. Переводится это «Без забот». Замок построил единственный король Гаити Анри I. Здесь же он и покончил с собой. Дворец был разрушен землетрясением в 19 веке и местные считают его проклятым. Всему этому комплексу развалин присвоен статус объекта охраняемого ЮНЕСКО.

Из замка Сан-Суси дорога ведет к Цитадели. Вы можете подняться пешком 7 километров или проехать 6 из них по очень плохой дороге на машине. Мы так и сделали.

Местные прелагают лошадей. Нам казалось, что наша ведро-машина не выдержит этого подъема. Она даже холостые обороты не держала, но в эту гору заехала. Но даже последний километр пешком вверх по горе нам показался не простым. Вход везде походу бесплатный по крайней мере мы прошли просто так. Иногда с нас пытались взять плату, первый раз мы повелись и заплатили по 5 долларов, во второй нет.

Сопровождать нас и показывать нам цитадель пошли два ребенка, слить их оказалось очень трудно. Такой экскурсии похоже не избежать. Вот наши гиды. Во время подъема наверх пешком мы встретили группу играющих на бамбуке музыкантов. Играют прикольно, дали им денег.

Цитадель настоящий памятник тщеславия. Очень мощное сооружение. Стены по 3 метра толщиной. Пушек полно. Но никто на нее так не разу и не напал. И это понятно, ведь местоположение у нее очень странное. Вокруг горы и поля.

В общем строил Анри I себе памятник, что бы туристов потом водили, да о нем вспоминали. Кстати он создал аристократию во время своего правления. Сам он кстати был рабом и когда стал королем сделал негритянскую аристократию — князей, графов и т. д. В Европе правда над этим только смеялись.

На посещение этих развалин у нас ушло пол дня и нужно было ехать обратно на границу, возвращать арендованную машину и ехать домой. Местные деньги. С прокатчиком мы договорились на 6 часов вечера, у моста на границе. Мы приехали к сроку, а он нас уже ждал. Ворота на мосту были закрыты, но народу около них терлось не мало. Закрыты они оказались на замок и к нашему удивлению открывать их не собирались. Пока мы поняли, что граница в принципе закрыта, наш прокатчик уже смылся. Он похоже знал, что нам будет некуда деваться и свалил.

Постепенно к нам стали стягиваться люди. Вроде бы никто из них ничего не делает, не трогает, но ощущения не из лучших. Мы долго не думали и решили перелезть через забор. Один из гаитян разговаривал на английском и советовал нам перейти границу по реке, под мостом. Нам такой вариант не понравился, слишком уж стремный, под мостом было куча упырей и орков. Забор и мост, через который мы перелезали. Утренняя очередь на вход со стороны Гаити.

Доминиканские пограничники. Перелезли через один забор. Гаитяне ползут за нами. На другой стороне следующего забора, а всего их два, уже стоят пограничники и военные Доминиканы, с оружием. Солнце светит им прямо в глаза и мы решили покричать и позвать их, что бы вдруг не начали стрелять. Для них то это выглядело, как толпа гаитян лезет через границу.

Утром открыли границу, гаитяне бегут на рынок. У вторых ворот мы дождались пока к нам подойдет солдат и попросили его нас впустить. Он конечно нам отказал, сказал, что нет ключа. Тогда мы полезли и через этот забор. Гаитяне не рискнули ползти за нами. Молодой парень, солдат доминиканской армии только повторял, что так делать нельзя. Наше желание вернуться и не ночевать с этой толпой за мостом было таким сильным, что мы все равно полезли.

Утром ждем штампов о въезде в Доминикану. Уже около выхода за территорию границы нас остановили с допросами и обыском. Тут снова появился важный человек. Не понятно кто, но разговаривает на английском и поэтому очень важный.

Этот важный парень оказался братом нашего прокатчика. Не знаю почему, но он начал придумывать, что мы под кокаином. Я решил не обращать на него внимание. После долгих переговоров с пограничниками мы договорились оставить машину на парковке в залог и переночевать в ближайшем отеле на территории Доминиканы. С утра нам нужно было прийти и поставить штампы о въезде в страну.

Это оказалось не все. Синдром вахтера в доминиканцах развит сверх нормы и охрана на парковке захотела меня развести на деньги. Я был на взводе после такой неожиданной подставы с возвращением и послал их пообещав разобраться с их начальством утром. Охрана парковки не угомонялась и пришлось пограничникам звонить их шефу, тот все решил.

Этот парень так не хотел фотографироваться, что даже вырвал у Саши айфон из рук. Фото все равно получилось, а телефон Саша отобрал. Неожиданно самые сильные переживания у нас оказались с возвращением в Доминикану, а не на Гаити.

Утром следующего дня начинал работать рынок на границе, куда пускают гаитян и доминиканцев торговать между собой. Когда открыли ворота, хлынула огромная масса народа. Мы поставили штампы заплатив 10 долларов за въезд. Спокойно въехали в Доминикану, попрощались с пограничниками и поехали домой.

PS: Много стереотипов было в нашей голове. Многое мы сами себе надумали. Хотя ничего страшного в итоге не произошло.

PPS: Такие истории, когда заканчиваются хорошо, становятся смешными или просто интересными воспоминаниями. Думать о том, когда бывает наоборот даже не хочется. Хорошо, что все закончилось хорошо.