ТЕМНАЯ СТОРОНА СЕРФИНГА.
Одно из главных неприятных открытий, которые люди делают, начиная заниматься серфингом - это то, что в нем достаточно много негатива. И тут, я имею ввиду, не внутренние ощущения от катания, а скорее внешние проявления агрессии. На воде и около нее, достаточно часто происходят конфликты - оправданные и не очень.
Я не стал исключением. Думая о серфинге, в привычных шаблонах и стереотипах, транслируемых через массовую культуру - я не понимал того факта, что даже фильм “На гребне волны”, открывший мне этот мир, делает достаточно сильный акцент, как раз на темной стороне серфинга.
Когда я приехал в свой первый серф-кемп в Португалии, в 2007 году, то почти не сталкивался с миром реального серфинга, а потому не понимал, что происходит на самом деле. Все было классно! Я учился на пене, инструктора и другие гости кемпа были приветливыми. Казалось, что это максимально позитивный мир. Мои представления об идеальном мире серфинга, тогда оправдались и закрепились.
Первые сигналы, что этот мир не без изъянов, я получил уже во второй свой приезд. Когда, один из постоянных клиентов этого кэмпа, парень из Франции, рассказал мне, что один из наших инструкторов выгнал его со спота в хороший день. Я не мог в это поверить. Мой инструктор, самый позитивный парень на свете. И выгнал кого-то из воды?! Зачем? Почему? С тех пор, чем больше я узнавал о серфинге и его культуре, тем больше понимал, что явление это сложное и неоднозначное. На поиск ответов о причинах этого явления ушло много времени и сил. Даже больше, чем на поиск ответа на вопрос: “Почему мы серфим?” Если вы не читали эту статью, то советую начать с нее. Так будут понятнее некоторые вещи описанные далее.
В этой статье я хочу рассказать о темной стороне серфинга. Разобраться, в чем ее корни и почему вообще, в таком, казалось бы позитивном мире активности, возникает негатив и агрессия. Надеюсь это поможет тем, кто прочтет, не принимать негативные ситуации близко к сердцу. Относиться проще и спокойнее реагировать.
ИСТОРИЯ СЕРФИНГА.
Современный этап развития серфинга, начавшийся в 60-е годы, долгое время был связан с контркультурой. Серфинг тогда не был спортом элиты, скорее наоборот - занятием для отщепенцев. Тех, кто не вписывался в “нормальную” жизнь. Очень часто, родители не поддерживали своих детей, проводящих время в океане, занимаясь непонятно чем. Ну а еще чаще - это были очень бедные люди, которым вообще не было дела до их детей.
Во многих странах, серфинг был запрещен на законодательном уровне. Заниматься им было серьезным преступлением (например, в Голландии или Аргентине). Идея его неправильности и асоциальности транслировалась на уровне государственной власти.
Первое поколение серферов застало трудные времена. Занятие серфингом, для бедных слоев населения, приводило к тому, что вокруг всегда были наркотики, алкоголь, драки и т.д. Те, кто вырос в Австралии или США и катался на доске - часто, либо сами проходили через все это, либо наблюдали эти вещи в непосредственной близости.
Если подросток хотел начать заниматься серфингом, то он проходил путь по лестнице серф-иерархии, постепенно завоевывая авторитет. Это явление свойственно для всех закрытых и патриархальных сообществ.
Сейчас мир поменялся. Стало намного безопаснее. Район Венис бич в Калифорнии - уже давно шикарное место с супер дорогой недвижимостью. Но, никуда не делись люди, которые прошли через все это и продолжают нести шлейф прошлого за собой. В моей статье “Почему мы серфим?” я рассказывал о том, что чаще всего серфингом продолжают заниматься до глубокой старости. А значит на воде, во многих местах, можно встретить тех, кто искал свое место на лайнапе в 90-х, 80-х и так далее. Эти люди продолжают транслировать важную для них атмосферу, требуя того уважения, к которому они так долго шли.
Механика этого процесса понятна. Это, как дедовщина в армии. Приходя туда, многие призывники, даже не думали о том, что будут сами потом жестко "учить молодых". Однако, пройдя все этапы от “Духа” до “Деда” или “Дембеля” - люди меняются, принимают правила игры и становятся частью этой системы.
ТРИ ЭКСПЕРИМЕНТА ИЛИ ПРИРОДА АГРЕССИИ.
Людям жизненно необходимо думать о себе хорошо. Для большинства, это важный фактор комфортного существования. Но, к сожалению, темное есть практически в каждом из нас. Психологи провели ряд экспериментов, в рамках которых доказали, что при определенных внешних обстоятельствах, большинство людей склонны к агрессии и жестокости. Давайте попробуем разобраться в природе такого поведения. Для этого рассмотрим три популярных психологических эксперимента.
В 1971 году, американский психолог Филипп Зимбардо провел эксперимент в Стэнфордском университете. В последствии его так и назвали Стэнфордским. Целью было проверить, как на обычных людей повлияет ограничение свободы, тюремная жизнь и навязанная им социальная поведенческая модель.
Для этого, в подвале факультета психологии, сделали импровизированную тюрьму, а молодых людей из добровольцев попросили сыграть роли охранников и заключенных. Поделили их произвольно, не делая никакого предварительного тестирования. Участвовало порядка двадцати человек. Прошло всего пара дней, а “надзиратели” уже начали проявлять садисткие наклонности и издеваться над “заключенными”. А те, в свою очередь, быстро начали проявлять признаки сильной подавленности и покорности. Двоих из них даже пришлось снять с эксперимента раньше времени из-за наличия сильных моральных травм от происходящего. Эксперимент пришлось прервать на пятый день. Раньше времени. Слишком уж быстро и негативно развивалась ситуация.
Это исследование показало, что ограничение свободы и навязанная социальная поведенческая модель влияют на людей очень сильно, а главное быстро.
В 1963 году, Стэнли Милгрэм, из Йельского университета, провел и описал эксперимент названный впоследствии его именем. Целью было выяснить сколько страданий испытуемые готовы причинить невинному человеку. При условии, что это входит в их рабочие обязанности. Т.е., в некотором смысле, избавляет их от лишних рассуждений и снимает ответственность.
Смысл эксперимента был в том, чтобы испытуемый занял роль “учителя”. Зачитывал «ученику» список ассоциативных пар слов, которые «ученик» должен был запомнить. Он читал подсадному актёру, тоже якобы испытуемому. “Ученик” был пристегнут к стулу и если давал неправильный ответ, то должен был получать разряд тока от 15 до 450 В, с шагом в 15 В. На самом деле ток не подавался. Актер “ученик” изображал боль, вскрикивал, просил остановить эксперимент. Когда “учитель” сомневался, то наблюдатель эксперимента попросил его продолжить. Результаты оказались страшными. 65% людей под влиянием фраз:
«Пожалуйста, продолжайте»,
«Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»,
«Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»,
«У вас нет другого выбора, вы должны продолжать»
- дошли до конца шкалы в 450 Вольт, когда “ученик” должен был умереть от полученного разряда тока. Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность, нормальных взрослых людей, зайти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета.
Еще один интересный эксперимент названный “Третья волна” был проведен, в 1967 году, учителем истории Роном Джонсом в США. Эксперимент должен был дать ответ на вопросы его учеников о том, как люди в Германии Фашистских времен могли делать все эти зверства.
Учитель буквально за пять дней ввел, сначала в своем классе, а затем и во всей школе похожий на фашистский режим.
В первый день (в понедельник) он ввел дисциплину, заставляя выполнять простые и вроде бы, безобидные команды. Объяснив это тем, что так будет лучше для учебы. Команды были такие - сели, встали, руки по швам, вышли, бесшумно вошли в класс и т.д. Детям это понравилось, эксперимент продолжился.
На второй день он объяснил классу эксклюзивность их группы. Пояснил общие для них цели. Объявил, что будет тайная полиция и доносы на тех, кто будет противится общей идеи. Детям снова понравилось и дальше он ввел специальное приветствие, которое он назвал “Салютом третьей волны”. Почти сразу все начали приветствовать друг-друга именно так.
К их группе начали подтягиваться добровольцы из других классов. Джонс начал выдавать членские билеты. Порядка двадцати человек выразили желание добровольно доносить на товарищей. Один из учеников, крупного телосложения, сам вызвался быть телохранителем Джонса. После чего ходил за ним по всей школе и даже в учительскую, куда ученикам был запрещен вход. Когда он получил замечание от одного из учителей, то без тени сомнения ответил, что он телохранитель и никуда не отойдет от Джонса. Втянулись все. Даже директор школы приветствовал Джонса салютом Третьей волны.
Для завершения эксперимента, который слишком быстро набирал обороты, Джонс выбрал полдень пятницы. Сказал ученикам, что они часть общенациональной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Рассказал им о силе гордости и назначил общую встречу, на которой якобы их лидер и новый кандидат в президенты будет выступать перед ними по телевизору.
В пятницу, в кабинет набилось больше 200 человек, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся до этого школьными делами, в принципе. Телевизор ничего не показывал, а Джонс рассказал о том что произошло. Что никакого движения не существует, а их действия не сильно отличаются от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники думали, что они были избранными, но в действительности оказалось, что их просто использовали. Они ощущали собственное превосходство над другими людьми — теми, кто не был членом “Третьей волны”.
Ученики были подавлены, а самый активный, взявший на себя роль телохранителя, плакал. Эксперимент был долгое время неизвестным, так как его участникам было стыдно за свое поведение. Только в 70-х Джонс опубликовал его в своей педагогической книге.
Серфинг - невероятно крутой вид деятельности. В сочетании с сильной культурной и традиционной составляющей, он дает человеку ощущение того, что тот лучше других. “Я серфер и я особенный”. Так начинается описанная выше дорога.
Хотя все эти эксперименты были направлены на то, чтобы разобраться в феномене поведения немецкого народа, во времена правления фашистов - они дают нам понимание механизма агрессии и заложенных в человека принципов поведения вообще. В большинстве людей есть природная агрессия, желание подчиняться авторитетам и попытки максимально соответствовать окружающему обществу и нормам его поведения.
КУЛЬТУРА СЕРФИНГА.
Я уже немного касался этой темы. Взаимоотношения в серфинге, во многом, завязаны на уважении и традициях. Даже в сфере серф-бизнеса.
Когда серфинг начал активно расти, на фоне развития всеобщего интернета в нулевых, то серф бренды начали также активно увеличивать свои обороты. Эффективного управления, к сожалению, там не было. Все строилось на понятиях и авторитетах. Как итог, из-за необоснованных расходов и слишком высоких растрат, сначала обанкротился Billabong, а затем и Quiksilver. Они, в итоге, стали принадлежать спасшему их инвестиционному фонду, скупившему основные активы и объединившему их в самого крупного, на данный момент, игрока экстрим рынка - Boardriders.
В период того самого бурного роста, компания Salomon решила попробовать себя в серфинге. Имея топовые технологии производства тканей, материалов и изделий на их основе - они решили принести что-то новое и в серфинг. Стратегия была рассчитана на три года и провалилась. Проект закрыли. Серф-сообщество не приняло новинок. Не спасли даже коллаборации с одними из самых известных серферов и шейперов (производители серф досок).
Вроде бы, учтя эту ошибку, одного из конкурентов, компания Nike решила купить уже готовый серф-бренд Hurley. Сотрудники обеих компаний сидели в одном офисе. Суперсовременные технологии бизнеса у Nike соседствовали с тем, что учет и вся работа в Hurley делалась в таблицах Excel. В Nike набирали людей по деловым качествам, а в Hurley брали серферов, скейтеров и их друзей. Естественно, из числа наиболее уважаемых. В итоге Nike продали Hurley.
Обычно, в бизнесе ценятся деловые качества и эффективность сотрудника. Однако, в серф-бизнесе, как на лайнапе, авторитет стоит выше этого.
Серф-культура интересное и уникальное явление. Но если отбросить положительные моменты, то, наверное, самым главным минусом можно считать высокую консервативность. Это, некая анти- силиконовая долина. Где чем старше, дольше - тем лучше.
Примеров неприятия серферами нового - масса. Почти все фильмы про серфинг были плохо встречены многими серферами. “Большая среда”, “На гребне волны” и не только эти. Даже в самых крупных серф-журналах, авторы разносили их по полной программе. Тоже самое происходит и с музыкой. Культовая сейчас группа The Beach Boys, во время своих самых громких хитов, не воспринималась серф-сообществом. Только спустя время, главный редактор журнала Surfer написал о них, что они внесли большой вклад в популяризацию серфинга и достойны уважения. Хотя до этого, он был в первых рядах их хейтеров.
Новым “серф-нациям” приходится доказывать свою состоятельность годами. Помню, пару лет назад, была шутка в соц. сетях. Скриншот рейтинга WSL (мировой профессиональный тур, самые престижные серф соревнования в мире), где из топ 10 серферов - семеро были Бразильцы. И комментарий австралийского серф-фаната: - Похоже, Бразильцы все-таки умеют кататься.
Знаю точно, что как минимум один раз, австралийские экспаты на Бали возмущались, что - какого черта русские проводят соревнования? Что это вообще такое? На что один из организаторов отвечал им, что серфинг не только для англосаксов.
Серферам так трудно договориться между собой, что в принципе не существует единых стандартов, правил поведения на воде и около нее. Кроме одного - уважай местных. Нет единого, или хотя бы самого популярного, стандарта обучения. ISA, в рамках своих курсов, в основном говорит о безопасности и этике работы, а не об обучению технике. Нет и единой терминологии по трюкам. Одни и те же движения разные люди могут называть по разному.
ЛОКАЛИЗМ.
Если коротко, то это право местных серферов на их волны. В разных местах, это проявляется по разному. Иногда, претензии могут предъявляться, если вы только придете кататься на такую волну. Иногда, только в том случае, если помешаете местному серферу. Каждый, долго катающийся серфер, не раз сталкивается с локализмом в своей жизни. Можно подумать, что это чисто негативное явление, но это не так. Важно сказать, что если костяк местных людей адекватен, то они просто следят за выполнением правил установленных в их сообществе.
Как обратный пример: у нас в Питере, в Солнечном, в хороший день летом, катается супер много людей, не знающих правил. Так как, их намного больше чем, тех кто правила знает и соблюдает - стали возникать ситуации, когда человек отказывается верить в само наличие правил. Раньше, когда меня дропали или мешали проезду - я объяснял человеку, почему он не прав и какие есть правила на воде. Мне говорили: - Спасибо, буду знать.
Сейчас же, все чаще слышим: - Все время катался (наверное год или два?) и не слышал такого бреда. Какой еще пик и приоритет? Какая твоя волна? Ты шутишь? Залив же общий.
Кто знает правила приоритета, тот поймет. Если вы не знаете, то вам сюда читать.
Локализм, без перегибов, очень важен, иначе на воде образуется такой хаос, кататься становится опасно. С другой стороны, выше, мы рассмотрели несколько примеров поведения в которых держать себя в рамках “правильности” очень тяжело. Особенно, когда ты локал в нескольких поколениях (у нас в России таких еще нет).
ДИСКРИМИНАЦИЯ.
Серфинга коснулись все виды дискриминаций. Начнем с того, что лайнапы, традиционно, были мужскими. Патриархальный настрой держался долго и крепко. На фоне всемирной борьбы за равенство - это наверное самая яркая и явная борьба в серфинге. Повсеместно, на соревнованиях, вводятся равные условия для обоих полов. Но, если мы возьмем обычный лайнап, в любой самой популярной серф стране мира - это будет, все еще очень мужской и традиционный коллектив на воде.
Известен факт, что в ЮАР во время апартеида, темнокожим запрещали серфить. Некоторые серферы, из других стран, бойкотировали соревнования там. Ситуация поменялась, только со сменой курса страны.
Интересен факт того, как контркультура (серфинг) стала поддерживать традиционные ценности. Казалось бы, тут будет диссонанс, но на самом деле - это обычный путь ее развития. Например, в России, футбольный фанатизм сейчас пришел к поддержке всех русских скреп. Таких, как страна, флаг, патриотизм, а местами, даже национализм и религия. По сути, футбольный фанат сейчас - этакий идеальный патриот страны, каким его хочет видеть наше правительство.
Я уверен, что движение в сторону большего количества девушек на лайнапе, позитивно сказывается на серфинге и смягчении его суровых мужских нравов. Вот тут можно почитать об этом подробнее.
УНИКАЛЬНОСТЬ СЕРФИНГА.
Есть много экстремальных видов спорта, в которых высока конкуренция. Однако, нет других таких, где на толпу например из ста, да пусть даже тридцати человек, приходится одна волна. И нужно быстро решить между собой, кто ее заберет. Отвечу сразу - чаще забирает самый уважаемый. Не самый хорошо катающийся, а именно самый уважаемый серфер. Что, далеко не всегда, одно и то же.
Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого человека. У сноубордистов есть известное правило: “Нет друзей, когда выпал свежий снег”. Это значит, что нужно сделать как можно больше спусков по нетронутому склону, пока его не раскатали и не разбили. Никто не зовет с собой толпу друзей и никто никого не ждет. Конкуренция может быть высокой, но нет такого, что на вершине стоит сотня человек и решают, в каком порядке они стартуют. В серфинге так бывает. Все сидят на одном пяточке и каждый ждет свою идеальную волну. Каждый надеется, что именно он находится в идеальном месте и возьмет самую крутую.
Хотя, если посмотреть более глубоко, то психология каждого человека проявляется уже по тому, как он себя позиционирует на лайнапе. Стесняшки сидят с краю и боятся всем помешать. Наглецы - лезут на самый пик и пытаются забрать самые лучшие волны. Детвора, обычно, спускается поближе к берегу. Чаще всего, они катаются лучше старичков, но не претендуют на волны старших. Взрослые и пожилые серферы сидят высоко и ждут только самые лучшие волны. Во-первых, уже не так много сил кидаться на все подряд, а во-вторых, они хотят, по праву, получить самое лучшее.
В серфинге, естественным образом, существует очень много социальных стереотипов. Включается режим стаи. Слабых быстро вычисляют и не дают им волн. Чуть более сильных провоцируют сдаться и уступить. Часто бывает так, что рядом с тобой может грести человек, даже если волна твоя. Он надеется, что ты сдашься и он ее заберет. Но это, наверное, еще самый лайт. Могут просто встать перед твоим носом, опять же, в надежде на то, что ты сдашься. Если это не местные, то могут потом даже извиниться. Если ты, конечно, приплывешь выяснить в чем дело. Если оставил все как есть - понятно, "терпила". Другие, глядя на этот факт, тоже с большой долей вероятности, могут начать так делать.
НЕ ЛЮБОВЬ.
Серфинг - сильный катализатор эмоций. Он создаёт условия для более полного раскрытия личностных качеств серфера. К сожалению, у большинства людей достаточно много внутренних проблем, которые в обычной обстановке, с разной степенью успешности, удерживаются внутри. Как следствие, раскрывшись, они выплескивают их наружу в воде. Примерно, как на дороге. Когда едешь на машине - сразу понятны некоторые качества соседних водителей.
Эмоции во время серфинга зашкаливают, т.к. задействовано слишком много нейромедиаторов. В обычной жизни, я никогда не буду кричать матом от разочарования. На воде, если не удалось взять хорошую волну или сделать запланированный трюк, я машинально выплескиваю эмоции наружу. С другой стороны, мне хватает самоконтроля и уважения, наверное, в первую очередь к себе самому, чтобы не делать это на других людей.
Как и в обычной жизни, людям больше всего не хватает любви. Любви и гармонии внутри себя. Поэтому, они и ищут ее во вне. Часто не получают и чувствуют себя плохо.
Мне кажется, что в серфинг приходит много людей, которые не могут испытать ощущение счастья или даже просто чувства внутреннего покоя. Страдают от негатива и стрессов в обычной жизни. Т.е., для многих людей, это своего рода терапия - лекарство от психопатологии обыденной жизни, в большей или меньшей степени. Ведь, серфинг дает ощущение счастья и вводит в состояние "потока", практически "по щелчку пальцев".
В книге Михая Чиксентмихайи "Поток", есть такие слова:
“Человеку оказывается проще поместить себя в узкие границы личности, сформировавшейся в подростковом возрасте. И никуда из них не выходить. Если, при этом индивид становится самодовольным (стать серфером хороший повод быть самодовольным. - прим. автора) и считает, что энергию не нужно тратить на дела не приносящие материального вознаграждения. Он, в конце концов, перестанет радоваться жизни и единственным источником положительных эмоций, для него, станут удовольствия.”
По моим наблюдениям, есть часть людей, приходящих в серфинг за сильными ощущениями, спасаясь от себя самих на берегу. Серфинг - это быстрый способ войти в "поток" и получить кайф. Люди "подсаживаются" на него, кайфуют и потом, как в любой зависимости, могут испытать некое подобие абстинентного синдрома. Человек злится и чувствует себя некомфортно, если у него забрать то, что дает ему кайф. Именно поэтому, серферы могут быть говнюками и вне лайнапа. Вот тут можно почитать историю голландского серфера, который убегая от зависимости от серфинга перестал кататься на несколько лет.
В финале статьи, я хочу пожелать вам не концентрироваться на плохом. Не обращайте внимание на негатив со стороны. Если ошиблись - извинитесь, это просто и часто эффективно. На других мы практически не можем влиять, но на себя вполне. Осознайте свои темные стороны, примите информацию к сведению, не зацикливайтесь на этом - отпустите. Работайте над собой, ищите свой серфинг. Знайте и контролируйте свою темную сторону. Мы состоим из разных эмоций и все они имеют право быть испытанными. Ну, а главное - старайтесь работать на то, чтобы у вас внутри была любовь и гармония.Тогда и жизнь, в принципе, будет другого уровня и качества, а за ней и серфинг подтянется.