Интервью для проекта Гайдлайн

Интервью Расшиваева Сергея для проекта Gaidline.media Этот онлайн ресурс исследует актуальные социальные реальности нашего времени. Изучает факты и мнения специалистов из разных областей. Материал для рубрики "Личный опыт".

 

Беседовал Дмитрий Левин, фото Татьяна Елизарьева. 

 

Я серфил на Северном ледовитом океане.

Сергей Расшиваев серфер, путешественник, руководитель первой в мире русской школы серфинга La Preciosa, автор проекта Surf in Siberia

 

За серфингом закрепился стереотип, что это всегда тепло, пальмы и тропики. Понятно почему: этот спорт вышел из теплого климата, когда не было технологий, которые позволяли бы людям кататься в холодной воде. Сейчас есть снаряжение, которое помогает не мерзнуть, но все равно большинство хочет, чтобы условия были близки к идеальным – и по волнам, и по погоде.

Когда я только начал заниматься серфингом, думал, что все русские ребята ездят за границу и в России никто не катается. Поэтому начинал я в Португалии, а потом уехал в Доминикану, чтобы попробовать сделать из серфинга профессию. У меня не было денег и обратных билетов, висел долг на кредитке. Я не знал языка и всерьез думал, что могу голодать и испытывать проблемы с элементарными вещами. Когда я все это преодолел, то понял, что мне надоело. Я жил на берегу океана, катался на серфе, у меня была максимально свободная жизнь – выглядит как мечта. Но мне показалось странным, что на тот момент мне не было еще и 30 лет, а я уже жил как на пенсии.

В Доминикане я впервые увидел видео, как ребята катаются во Владивостоке. Потом нашел людей, которые катаются в Питере. Вернулся в Россию, попробовал кататься сам – и оказалось, что это реально. 

После первых российских волн мне стало супер интересно. Еще когда я занимался дайвингом в школе, нас сначала учили в бассейне, а потом вели на открытую воду. И вот мы сидим, а инструкторы жалуются друг другу и обсуждают, как ненавидят мерзнуть. А я листаю дайверские журналы и думаю, как круто было бы понырять под лед. Когда я стал серфером, я понял, что мне было бы очень интересно попробовать холодную воду. 

Развитие серфинга в России тормозится из-за низкой доступности прибрежных территорий. У нас тринадцать морей. Спросите у любого, на скольких из них он бывал. В среднем – на одном-двух, максимум – на трех, а то и вообще ни на одном. По удаленным местам в России путешествует люди среднего класса и выше среднего. Взять Дальний Восток, Камчатку, Курилы – сколько раз туда ездил, масштабы в плане затрат сопоставимы с поездкой куда угодно. В прямом смысле: за эти же деньги можно съездить куда захочешь. А если хочется покататься, самый дешевый вариант – все равно Португалия. 

Люди занимаются серфингом, когда все другие потребности удовлетворены. Когда мы приезжаем кататься на север, люди реагируют очень просто. Они там занимаются выживанием. Жизнь суровая, о развлечении и речи не идет. Разговор с ними всегда примерно один и тот же:

«Мужики, вы за крабом идете? Рыбачите? Тренируетесь? Спортсмены-экстремалы?» Мы отвечаем: ну, нет, для себя катаемся. И тогда у них остается только один вопрос: «На хера?» 

Иногда спрашивают в более грубой форме. В Питере и Москве совсем другая жизнь, и они смотрят на нас и думают, что это вообще треш какой-то, совсем зажрались в столицах. В принципе, так и есть. 

Хотя в некоторых местах появляется молодежь, которая начинает интересоваться и заниматься серфингом, несмотря на трудную жизнь. Тут вопрос мотивации. Крутые футболисты вырастают и в фавелах, играют без обуви на не подходящих поверхностях, а мяч у них слеплен из полиэтиленовых мешков. Я полностью согласен, что заниматься серфингом в России непросто. Вопрос в том, какой вывод из этого сделать. На Камчатке уже есть две школы и два лагеря на берегу океана. Есть школы в Крыму, Питере, Калининграде, во Владивостоке. Так что серфинг будет развиваться. Не то чтобы Россия станет великой серф-державой – это маловероятно, но место мы свое займем. 

Я думаю, русским людям серфинг подходит по менталитету. Не все склонны к тому, чтобы этим заниматься. Например, китайцы не очень любят купаться. А русские любят плавание и экстрим-дисциплины. Никто не скажет, что серфингом занимаются одни лохи. Серфер – крутой чувак. Русскому человеку нравится сила, китч и красота – в серфинге все это есть. 

Оригинал публикации тут.