История серфинга в Нидерландах

Новая супер статья в нашем журнале. В ней мы расскажем как Голландское правительство запрещало серфить еще до того, как это стало мейнстримом. Как серф сообщество с этим справилось. О том, что голладская девушка серфер была в шаге от квалификации на Олимпиаду. Какое отношение к серфингу имеет известный футболист Руд Ван Нистелрой. Как сплавать за досками в Англию и не утонуть, а главное зачем? Как голландцы помогли квалифицироваться в ASP тур Тиагу Пирешу. Как можно завязать с серфингом навсегда будучи самым сильным серфером страны. И много другой полезной и интересной инфы. 

 

 

Вторая статья из серии (первая была о Италии). Об истории развития серфинга в морских странах. Для меня это и интересная тема и возможность почерпнуть опыт тех, кто начал свой путь раньше и имел похожие на наши или даже хуже волновые условия.  В этой статье обсудим как развивалось серф сообщество в Нидерландах.
С информацией мне помогал Ханс Ван Ден Брук. Мой друг, увлеченный серфер, тренер инструктор, курс презентер ISA и бывший президент Голландской серф ассоциации.

 

 

Достоверно никто не знает точно, как это часто бывает в истории, но одна из первых фотографий, а точнее почтовых открыток запечатлевших людей «играющих в море» датируется примерно 1932 годом. На ней изображены люди которые плавают по воде на «плавучих устройствах». Возможно у них и было специальное название, но оно не дошло до наших дней. Интересно что у этих «устройств» был и нос и тейл, как у обычных серф бордов. Фотография была сделана в небольшом прибрежном городке Нордвийк не далеко от Гааги.

 

 

Этот ранний период развития длился до 60-х. Тогда люди стали путешествовать больше. Очень много фермеров ездили в Австралию. Там они знакомились с современным серфингом и приезжали обратно, привозя с собой эти знания. В эти же годы развилась трудовая эмиграция из США и Австралии в Голландию. Рабочие приезжающие из этих стран привозили с собой доски и катались по всему побережью.

 

На фото можно увидеть тот же городок Нордвийк и одна из тех, привезенных австралийцами досок. На волне серфер Hans Bedijn. Доска хранилась в местном парусном клубе, которые на тот момент были по всему побережью. Клубы имели помещения на берегу в которых хранились лодки и катамараны. Там же оставляли доску, которая была слишком тяжелой, чтобы уносить ее домой. Эти годы можно считать отправной точкой развития. Именно члены парусных клубов были первыми, кто начал заниматься серфингом на постоянной основе.

 

 

Развитие началось спонтанно в разных точках страны в нескольких таких клубах. Тогда не было интернета. Общение и жизнь были очень локальными, так что в течении нескольких лет серферы даже не знали о существовании друг друга. Зачастую почти везде это была одна доска, на которой катались по очереди в те дни, когда было мало ветра для паруса, а волны приходили.

 

Есть и еще одна особенность именно клубной причастности серферов, она заключалась в том, что по закону серфить могли только его члены. Остальным это было запрещено на уровне государства. Любое плавучее средство в том числе доска для серфинга приравнивалось к лодке.

 

Постепенно к концу шестидесятых желание серфить и найти условия волн получше привело к мотивации путешествовать вдоль побережья. В этот момент серферы наконец узнали о существовании друг друга. Обычно такой трип выглядел так - одна доска привязанная на крышу машины и несколько человек серферов внутри.

 

В начале семидесятых стали появляться доски сделанные местными шейперами. Одним из первых был Rob Cillekes (красное фото ниже) он делал более короткие серфы и любил фиш форму.

 

Большая часть фотографий, дошедших до нас, сделана на пляже Схевенингена. Это большой город и очень популярный пляж. Серферы именно тут чаще, чем в других местах пересекались. Поэтому сообщество в этом городе начало развиваться быстрее, чем в других не таких людных и крупных местах.

 

 

К середине семидесятых шейпить доски стали уже очень многие. Еще больше было привезенных из других стран. В основном из Великобритании. Развивалось и международное сотрудничество. Серферы Голландии наладили общение с ISA (Всемирная серф ассоциация). К концу семидесятых команда Голландии уже участвовала в международных ивентах проводимых ISA. Люди стремились к такому общению, так как это помогало путешествовать и прогрессировать.

 

В Англии серфинг на тот момент был уже больше развит, чем в Голландии. Там делались качественные доски и гидрокостюмы. Первым, кто воспользовался этим и стал продавать инвентарь был Go Klap. Он ездил покупать снаряжение, а потом перепродавал его у себя. Иногда ему даже приходилось плавать на своей небольшой лодке через пролив. Дорога в один конец занимала два дня, была не простым и достаточно опасным занятием. В это же время появились люди, кто стал менее рискованно возить снаряжение из Франции.

 

 

В 1973 открылся первый настоящий серф шоп. Организован он был на первом этаже квартиры Go Klap. Места для всего ассортимента не хватало и вскоре он открыл настоящий магазин. В нем продавалось не только серф, но и скейт оборудование. Серфинг тогда уже неплохо развился, но все равно многие считают, что людей регулярно занимающихся им было не больше 50 человек на всю страну.

 

На видео можно увидеть тот самый магазин и пионеров серфинга Голландии. Часть из которых до сих пор продолжает кататься.

 

 

Интересно, но отношение к серфингу на уровне государства, как опасному занятию сохранялось в эти годы. Полиция не разрешала серфить после 10 утра и до 19 вечера. Чтобы поменять ситуацию было решено основать серф ассоциацию. Для того, чтобы объединить серферов в стране J.K. Potasse запросил список адресов подписчиков журнала Surfer.

 

Собрание первых членов ассоциации прошло в Амстердаме в 1972 году. Через год, 12 октября 1973 года была зарегистрирована Голландская серф ассоциация. Это привело к тому, что если вы были членом ассоциации, вам разрешалось кататься. На доски клеили специальные наклейки с номерами. Опять же по примеру лодок. Каждая доска была официально зарегистрирована.

 

Перед тем, как заняться серфингом, сначала нужно было предупредить командира местной полиции, что вы идете в воду, и когда вы выходили, то снова должны были сообщить об этом. Вы должны были так же сообщить о месте своего катания. Разрешение серфить продлевалось ежегодно и вызывало острые дебаты у власти, стоит ли разрешать это занятие. Все это закончилось только в 80-х годах.

 

В 80-е серфинг стал еще более популярен. Он неразрывно развивался вместе со скейтбордингом. Так как на море волны были не всегда, ребята начали кататься на скейте. Многие серф бренды делали в то время и снаряжение для обоих досочных видов. Поэтому привезти все это было не проблемой. Даже не нужно было искать поставщиков, все уже было налажено. Как и в случае с серф досками люди делали и самодельные.

 

Благодаря скейтборду очень многие стали заниматься серфингом. В скейт журналах печатали статьи про серфинг и рекламу серф брендов. Так к нему начали приобщаться люди с самых крупных городов страны таких как Амстердам. Дети в городах без пляжей начинали кататься по асфальту, ну а потом и при возможности, переходили на катание по волнам.

 

В эти годы по лицензии итальянского виндсерф бренда Brunotti в Голландии стали изготавливать серф и виндсерф доски. Со временем бренд стал на 100% Голландским. Он существует до сих пор и достаточно популярен в мире и в России в частности.

 

 

Парня держащего розовую доску Brunotti звали Reinoud Vlaanderen. Он приехал из центральной части страны, не родился у моря, но имел большую любовь к нему. Она привела его к тому, что Рейнуд решился переехать во Францию, так как он слышал, что там волны лучше. Сначала работал в отеле в Биаррице, но очень быстро познакомился с парнями работавшими в Quiksilver и перешел к ним. Занимался заказами и упаковкой, но для него это была работа мечты. Быть причастным к международному серф бренду.

 

Карьера шла в гору и он стал менеджером атлетов международной команды. С середины 90-х до середины нулевых Рейнуд занимал высокие посты в Quiksilver. К сожалению он страдал депрессиями и не смог их победить. Когда он покончил жизнь самоубийством, все Голландское серф сообщество почувствовало утрату. Он всегда был символом и локомотивом для них. Представлял страну на всех международных соревнованиях, так как был одним из лучших серферов страны.

 

 

К началу девяностых серфинг в Схевенингене стал таким популярным, а лайнапы заполненными, что стал развиваться локализм. Все больше людей приезжало из центра страны и все меньше их хотели видеть местные. Ханс Ван Ден Брук считает, что во многом это было даже не реакцией как таковой на толпы, а просто желанием серферов почувствовать свою причастность к австралийским и калифорнийским серф традициям. Закрытость серф сообщества была в те времена и остается до сих пор одной из визитных карточек серф лайфстайла. Основная масса людей все же оставалась открытой и локализм не сильно прижился. Так и остался лишь в виде грубости отдельных людей.

 

Мне понравилась фраза Ханса, что все серферы хотят поделиться тем, как они круто покатались с приятелем, но не хотели бы его видеть в воде. Чтобы не было конкуренции за волны. В этом есть большая доля правды.

 

 

В середине девяностых был организован ивент Domburg classic. Проходил он в одноименном городке Домбург на юге Голландии. Не смотря на то, что город небольшой, в нем много туристов и уже тогда был серф шоп, который хорошо на них зарабатывал.

 

Все были очень удивлены увидеть на соревнованиях чемпиона Португалии. Обычно голландцы ездили по миру на соревнования, но до этого никто не приезжал к ним. Все стало понятно, когда стали известны призы. За первое место полагалась поездка на Гаваи на легендарный ивент Pipeline masters. Именно ради этого и приехал Тиаго Пиреш со своими друзьями. Ожидаемо он выиграл соревнования и получил возможность приобщится к мировому серф сообществу в мировой столице серфинга. По итогу Тиаго стал первым португальцем квалифицировавшимся в ASP тур. Часть успеха этой, сейчас очень сильной серф державы, принадлежит голландцам. Это был мощный толчок для карьеры молодого Пиреша.

 

 

Примерно в это же время появился Vd Kleij. Он был самым талантливым серфером в Голандии на тот момент и искал возможности для развития. Ездил на европейские соревнования, но для того, чтобы практиковаться больше он так же организовал национальные соревнования. Vd Kleij возможно был первым серфером имевшим возможность жить за счет спонсоров. Первый настоящий профессионал. Его поддерживал французский бренд Oxbow. Кроме личного бюджета, они так же давали денег на организацию местных соревнований.

 

Vd Kleij внес большой вклад в профессионализм серфинга в Нидерландах. Привлек бренды к сотрудничеству и еще больше людей к тому, чтобы развиваться в серфинге.

Он был настолько одержим, что чувствовал себя очень плохо, когда не катался. В стране без океана это случалось достаточно часто. Он увлекся йогой и поехал в Индию учиться. Новая страсть так захватила его, что с серфингом он завязал совсем. Спустя 15 лет Ханс Ван Ден Брук разговаривал с ним и спросил, как можно было так любить серфинг, а потом бросить его совсем. Не кататься меньше, а вообще перестать. На что он ответил, что ему было физически плохо без серфинга. Это была как зависимость от наркотиков или алкоголя. При этом йога давала ему похожие ощущения когда и где угодно. Поэтому он усиленно ударился в нее.  Сейчас он считает, что победил эту серф зависимость и снова иногда катает. Когда он на воде, все еще можно разглядеть былой талант и навыки. 

 

 

В нулевых начало появляться второе и третье поколение серферов Голландии. Одним из самых ярких можно назвать Yannick de Jager. Его папа серфил с начала восьмидесятых и привил сыну любовь к морю и волнам. Карьера Янника  развивалась удачно, он участвовал в соревнованиях в Европе и внутри страны.  Имел много спонсоров. Например KLM, которые запустили с ним серию рекламных роликов и ввели бесплатный провоз досок на всех рейсах. Так же он был амбассадором набравшего силу Голландского бренда Protest, который был завезен в Россию и активно продвигался сетью Спорт Мастер. Protest на данный момент второй успешный бренд из Голландии, который до сих пор популярен наряду с Brunotti. Так же Янника поддерживал автомобильный бренд Fiat.

 

 

Янник показывал не плохие результаты и наверное он до сих пор один из лучших серферов в стране, но со временем он потерял интерес к соревнованиям. Сравнив свой уровень и других ребят в европейском туре, он принял решение закончить профессиональную карьеру и ушел в производство и съемку рекламных роликов, где добился хороших результатов. Кстати Янник был первым Голландским профи, кто делал регулярный видео контент.

 

 

Сейчас Голландия может похвастаться тем, что они были пятыми в командном зачете Чемпионата Европы и десятыми на чемпионате мира ISA. Супер достижения!

 

На данный момент самым успешным и многообещающим серфером является Eveline Hooft. Ей не хватило десятых долей на последних соревнованиях ISA в Японии, чтобы квалифицироваться на олимпиаду от Европы. В итоге туда попала девушка из Израиля Анат Лейлор.

 

Эвелин начинала как игрок в хоккей на траве и вынесла из этого спортивную дисциплину и желание понимать досконально свои действия. За небольшой срок катания она показала очень хороший прогресс благодаря своему методичному подходу.

 

Хороший пример того, как можно начать в стране с морскими волнами и выйти на международный уровень. Во многом это заслуга семьи. Так как сейчас практически нет вариантов, что кто-то из спонсоров бы поддержал такую девчонку. Поэтому основным спонсором ее является отец, но он не единственный. Эвелин попалась на глаза Ruud van Nistelrooy. Очень успешному голландскому футболисту, который уже закончил карьеру и сейчас занимается филантропской и визионерской деятельностью. Руд решил, что Эвелин достойна показать всему миру, что девочка из Голландии может быть успешным серфером. Его фонд платит ей зарплату. Я бы сказал, что это практически чудо и невероятно круто!

 

 

Развитие соревнований пришло к большим ивентам внутри страны. С музыкой, паралельными соревнованиями по скейту и развлечениями. Со временем стало понятно, что такие мероприятия плохо сочетаются со спортивной частью. Ведь даты нужно устанавливать заранее. Страдала спортивная составляющая и на данный момент соревнования выглядят скромно, но с упором на качество волн. Чтобы мобильно и не сильно затратно проводить ивент на лучших условиях из возможных. В соревнованиях участвуют несколько категорий серф дисциплин. Есть женские, мужские и детские зачеты.

 

Количество серферов и школ ежегодно растет. В 2019 году через школы прошло почти 100 000 новичков. Всего, по примерным оценкам, в Нидерландах 15-20 тысяч активных серферов.

Новый скачок голладцы ожидают от развития серф бассейнов. Это позволит больше и лучше тренироваться, а так же привлечь больше новичков.

 

 

Немного о Hans Van Den Broek помогавшем мне в написании этой статьи.
 

Ему 40 лет, кататься начал с 12.
Был президентом национальной серф ассоциации Голландии.
ISA курс презентер.
Сертифицированный спасатель и тренер по спасению.
Владелец школы серфинга Shore Scheveningen. 

 

 

Ханс искренне верит в то, что:
- Маленькие волны морских стран способствуют тому, что не так страшно начинать кататься.
- Крупные города рядом со спотами помогают привлекать больше людей к серфингу. В нашем случае – Калиниград, Питер, Владик, Сочи и т.д.
- Ну и конечно то, что хороший серфер может вырасти на плохих волнах. 
- Верит, что серфинг в Голландии и других морских странах будет развиваться и дальше.


Я с этими тезисами полностью согласен. Надеюсь вам было так же интересно, как и мне. Спасибо и очень жду ваши комментарии в моем инстаграм @surfholiays!

P.S.: На фото выше первое поколение голландский серферов. Почти все они до сих пор живы и катают. Респект!